ВСЕРОССИЙСКИЙ ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ с 1998 года

СМИ 18+

Взгляд сквозь дольку синего апельсина - События и интервью

 

Полиграфический портал Принт-форум. Офсетные и цифровые типографии, реклама, упаковка, сувениры и много другое.

Рубрика: события и интервью




Взгляд сквозь дольку синего апельсина
22/06/2009 

В июне 2009 года компании «Синий апельсин» исполняется 14 лет. На вопросы «Принт-форума» отвечает генеральный директор компании Сергей Григорьевич Никоненко.

«А как у вас? Как вы переживаете кризис?» на данный момент звучит на всех уровнях, во всех городах и во всех отраслях экономики. Несколько лет назад нам на глаза попалась статья с вашим интервью в журнале «Полиграфический клуб», статья называлась «Мне нравится управлять в кризисной ситуации». Смелое заявление!

Может быть, покажется странным, но один из самых интересных периодов для меня был момент финансового кризиса в 1998 году. Мне интересно работать в стрессовой ситуации, в обстановке цейтнота, и становится скучно, когда ничего не происходит. Сегодняшняя ситуация сложнее в своей глобальности и сложности прогнозов. Тогда, в 1998-м, уже через два месяца мучительного затишья, мы начали выходить на прежний уровень заказов, а к лету объем печати увеличился вдвое. Сейчас происходит изменение и реструктуризация базиса экономики по всему миру, поэтому и последствия тяжелей. Длительное время сохраняется состояние полной неопределенности, нервозности. Невозможно планировать и просчитать работу всех звеньев бизнес-цепочки.

Какова основная стратегия «Синего Апельсина» в сложившейся ситуации? Что позволяет вам удерживаться на плаву?

Как и в стабильные времена, так и сейчас, нас поддерживает диверсификация деятельности в одном секторе. Мы являемся поставщиками самокопирующей бумаги «Reacto» производства немецкого концерна August Koehler. Мы ввозим и продаем бумагу как в пачках, так и в ролях.

Кроме того, эта бумага является для нас как товаром, так и сырьем. У нас своя офсетная типография, «заточенная» под производство самокопирующих бланков. Мы — и типография, и поставщик. Одно направление поддерживает другое. Когда у нас ощущается спад в полиграфии, идет подъем в продаже бумаги. И наоборот. Опыт показал, что эта схема очень удобна. Основной объем по самокопирующим бланкам складывается из заказов постоянных крупных клиентов. Кроме того, мы знаем всех своих конкурентов, поскольку они одновременно являются нашими клиентами по бумаге. Это позволяет «мониторить» рынок, быстро реагировать и так или иначе влиять на него.

Многолетняя специализация на данном виде полиграфической продукции плюс сырье по цене производителя позволили нам прочно занять данную нишу в полиграфии. В этом направлении у нас не так уж много конкурентов. За нами опыт и репутация профессионалов. Наконец, с 2005 года мы являемся официальным продавцом концерна «Koehler» и, кроме их «самокопирки», поставляем термобумагу и картоны. Этот рынок для нас не главный, но дает дополнительный приток ресурсов.

С какими сложностями пришлось столкнуться в этом году?

Не скрою, еще осенью я предполагал, что финансовый коллапс продлиться не более 3-х месяцев..., однако ближе к новому году стало понятно, что придется столкнуться с сильнейшим спадом. В начале 2008 года мы открыли дополнительный офис на Савеловской — подразделение занималось цифровой полиграфией, «сувениркой», дизайном. Этот проект был нацелен на раскрутку цифровой печати — два года назад мы приобрели цифровую машину — собирались брать еще аппарат и рассчитывали на поток мелких, но «быстрых» заказов. Этот проект был ориентирован на растущий рынок, однако в новых условиях содержание дополнительного офиса стало нерентабельным. Решили не распылять ресурсы, закрыли филиал с сохранением коллектива.

Расскажите, как складывается кадровая ситуация в вашей компании. Пришлось ли пойти на сокращения?

К счастью нам не пришлось прибегать к «непопулярным» мерам. Ни в контексте сокращений, ни в контексте снижения зарплат. Трудовой коллектив является основной ценностью «Синего Апельсина». Он складывался годами, и мы дорожим каждым человеком. 70% работников трудятся у нас более 10 лет. Это касается как сотрудников офиса, так и типографии. У нас вообще никогда не было «текучки».

Единственным ограничением стало закрытие всех новых вакансий. Мы сейчас не можем позволить себе расширять штат менеджеров по продажам. Да и «старички», понимая ситуацию, только активизировались. Провели частичную ротацию сотрудников по направлениям — перераспределили обязанности.

Какова сейчас ситуация на рынке бумаг и производства самокопирующих бланков?

Ситуацию, конечно, радостной не назовешь. Это почувствовали все полиграфисты. Сократились все заказы на печать. Мы ведь печатаем не только самокопирующие бланки, но и полноцветную рекламную продукцию. Что касается нашей специализации, то тенденция такова: крупные постоянные заказчики сокращают бюджет. Но поскольку обходиться без бланков не могут, пытаются удешевить саму продукцию за счет цветности и форматов. Тиражи уменьшились практически вдвое. Увеличения объемов, которые мы ждали в марте в связи с изменением закона об ОСАГО, практически не произошло.

Что касается продаж самокопирующей бумаги, здесь изменения не столь сильные. Наши покупатели — крупные полиграфические компании, работающие с госзаказами, с крупнейшими торговыми сетями. Колебания наблюдаются по соотношению продаж ролевой и флатовой бумаг. Треть объемов бумаги мы продаем оптом крупным заказчикам под их крупные заказы на печать. Даже в стабильные времена не всегда можно прогнозировать, сколько бумаги мы продадим в тот или иной месяц, и какой уйдет больше — ролевой или флатовой. Сейчас же, несмотря на то, что общий объем продаж флат+роли практически не изменился, норма прибыли значительно снизилась. Это связано, в том числе и с тем, что поддерживая наших постоянных покупателей, мы делаем значительные скидки.

Какова позиция вашей компании на рынке самокопирующей продукции?

Ситуация на этом рынке в течение нескольких лет сохраняется практически без изменений. Есть пять основных игроков. Доля «Синего Апельсина» — треть от общего объема ввозимой в России «Reacto». Всего на рынке представлено четыре марки «самокопирки»: «Reacto», «Giroform», «Zanders» — производства Германии и китайский продукт «Emmergi Spa». «Reacto» остается самой популярной маркой, благодаря высочайшему качеству. Пока не один производитель не может конкурировать с Koehler. Например, соотношения ввозимых бумаг на период IV квартал 2008 г.: «Reacto» — 82%, «Giroform» — 11%, «Zanders» — 0,6% , другие производители — 6,4%.

По массе ввозимой флатовой бумаги Reacto объем «Синего Апельсина» в I квартале 2009 г. уменьшился по сравнению с четвертым и первым кварталом 2008 г. на 40%. Учитывая общую экономическую и ситуацию и повсеместную финансовую стагнацию, мы не считаем такое падение патовым. Объем ролевой бумаги Reacto снизился всего лишь на 4% по сравнению с последним кварталом 2008 г.

По итогам I квартала 2009 г. «Синий Апельсин» остается первым в четверке лидеров: «Синий Апельсин», «Дубль В», «Комус», «Александр Браун». По нашим оценкам мы контролируем 40% рынка ролевой самокопирующей бумаги. Кризис спровоцировал передел рынка ролей. Традиционные поставщики испытывают сложности, появляются новые поставщики. Я бы сказал, что сейчас статистика не имеет особого смысла, пока рынок окончательно не устоялся.

Какие технологические новинки появились на рынке «самокопирки» в последнее время?

Каких-то особенных новинок в технологии изготовления или применения нет. Что касается готовых изделий, здесь «Синий Апельсин» постоянно совершенствует свое мастерство для удовлетворения запроса клиентов. Например, сложные изделия для страховых компаний, пожалуй, делаем только мы. Страховые полисы с мелованной обложкой, офсетным блоком с правилами и блоком «самокопирки», вклеенной особым образом для удобства использования. Самокопирующая бумага довольно капризна сама по себе и здесь требуется особое мастерство верстальщиков, печатников, резчиков, подборщиков, чтобы готовое изделия было безупречным.

Каковы Ваши прогнозы на развитие ситуации в этом сегменте полиграфии на ближайшее время, например, на этот и следующий год?

Прогнозы мои касаются только планов или вариантов для «Синего Апельсина». Хотя, впрочем, скорее всего они верны для всей полиграфии. Мы не боимся, что на рынок будет завозиться больше дешевого сырья, хотя сами пробуем работать с другими производителями, кроме Koehler. Уже осуществили несколько поставок американской бумаги производства компании Appleton. Бумага хороша соотношением цена-качество. Пока поставляем только роли. Потребители термобумаги также запрашивают предложения на Appleton. Возможно многие компании, печатающие крупные тиражи — от 50 000 экз., смогут таким образом уменьшить расходы и что-то заработать.

К сожалению, нормы прибыли будут падать. Мы надеемся, что отправлять сотрудников в неоплачиваемые отпуска не придется. Активизируемся по всем фронтам. Сами пытаемся экономить — на рекламе, накладных расходах... Однако, я считаю, что осенью ситуация начнет выравниваться и те, кто перешел на дешевую бумагу будут возвращаться к Reacto. Эта марка объективно остается самой качественной.

Я в бизнесе игрок — думаю, что в этой сложной игре мы останемся при своих. Более того, мы заявили свое участие на выставке «Полиграфинтер-2009». Выставка пройдет в конце октября — там и обсудим, как изменилась ситуация. Надеюсь, что разговоры будут оптимистичными.

Источник: Print-Forum.ru


Компания Ricoh презентовала новую систему листовой струйной печати RICOH ProTM Z75 B2 
Представляем новый флагман линейки полноцветных ЦПМ Ricoh — модель Ricoh Pro 9100/9110. Она унаследовала инновационные решения, позволившие Ricoh выйти в лидеры европейского рынка цветных промышленных..

Монди Сейлз СНГ расширяет бизнес-клуб для типографий и дистрибьюторов 
Российское представительство глобальной Группы Mondi провело очередное мероприятие для участников программы лояльности, в которую входят типографии и дистрибьюторы, работающие с бумагами из ассортимен..

Выставка и Форум «INTEGRITY» приглашают всех участников рынка рекламы, полиграфии и упаковки  
С 23 по 25 октября 2018 года на площадке DI TELEGRAPH состоится первое в своем роде мероприятие «Выставка и Форум «INTEGRITY»
Картон заменяет пластик для уменьшения воздействия на климат 

Типография «Вишневый пирог» купила типографию «24 Принт» 
24принт — одна из старейших цифровых типографий Москвы, а возможно и России. Этот бренд сегодня широко известен как в профессиональном сообществе полиграфистов, так и среди заказчиков оперативной печа..