ВСЕРОССИЙСКИЙ ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ с 1998 года

СМИ 18+

Нарва — рай для российских полиграфистов - События и интервью

 

Полиграфический портал Принт-форум. Офсетные и цифровые типографии, реклама, упаковка, сувениры и много другое.

Рубрика: события и интервью




Нарва — рай для российских полиграфистов
21/12/2009 

Метки: календари

Об итогах календарного сезона и своем взгляде на ситуацию в российской полиграфии рассказал Дмитрий Пупин, известный производитель комплектующих для квартальных календарей.

Дмитрий, каковы итоги календарного сезона 2009?

Главный итог в том, что календарный сезон был. И был не хуже чем в прошлом году. Но, безусловно, намного хуже, чем в позапрошлом. Рынок, конечно же, изменился по сравнению с прошлым годом. Кто-то из календарщиков выдохся и сошел с дистанции, кто-то подрос за счет доли конкурентов, кто-то ещё дышит — но уже через раз, не зная какую из дыр закрывать: кредиты, зарплата, аренда…

У меня все хорошо, ровно. Все, что произвели — продали, звёзд с неба не нахватали, но и в финансовую пропасть не провалились. В конце декабря в России даже возник некоторый дефицит на спираль белого цвета, но своих постоянных клиентов мы постарались не подвести, и цены не повышали.
Из интересного — в этом году мы вышли на рынок календарных блоков и цены на нем опустились более чем в 2 раза, несмотря на то, что доллар и бумага сильно подорожали. Мы думали, что блоки у нас будут покупать те же клиенты, что берут спираль. Однако, многие покупали у нас только блоки, спираль покупая в другом месте, и наоборот, некоторые наши клиенты по спирали покупали блоки у наших конкурентов. Так что думаю, календарный рынок в целом только выиграл от дешевых блоков: и мы и коллеги заработали больше денег. Ведь если бы цены на блоки не упали так сильно, заказов на календари было бы намного меньше. А прибыль, упущенную от продажи блоков, все компенсировали продажей других комплектующих.

Как вы оцениваете состояние полиграфического рынка в целом, что принёс ему прошедший год?

Думаю, что «сжимание» рынка уже закончилось, и хуже уже не будет. Но, и лучше тоже! На уровень 2003–2008 годов российская полиграфия не вернется уже никогда. Поэтому, все проекты, нацеленные на рост, который «вот-вот будет», я считаю, обречены. Мне понравилось, как на этот счёт высказывалась ген директор «ХГС» Ирина Ионесян в интервью журналу PrintWeek. Идёт интенсивный передел рынка. Вижу по своему Владимиру: несколько местных типографий почили в бозе, оставив порой шлейф долгов на миллион долларов, что для провинции совсем не мало. Зато некоторые из переживших прошлую зиму покупают хорошие печатные машины у обанкротившихся москвичей. Думаю, что и в другие регионы в наступающем году придёт много хорошей и недорогой техники, которая была лишней в Москве.

Кое-что прикупил и я. Прежде всего — автомат для склейки подарочных пакетов. Он может за месяц произвести 180 тыс. пакетов, но нужны очень длинные заказы. Раньше я думал, что в России пакетами занимается очень много типографий, и все давно схвачено, и поделено. Но недавно с огромным удивлением узнал, что, в, то время как куча типографий сидит без работы, есть люди которые возят пакеты из Китая и Турции… МИЛЛИОНАМИ ШТУК!!! Большинство пакетов в российских магазинах — импортные, а российские производители снимают сливки только с небольших заказов. Я реально познакомился с теми, кто десятками тонн в месяц импортирует пакеты, много интересного узнал. Если правильно организовать производство пакетов, прежде всего, уйти от некачественного и медленного ручного труда, прибыль может быть совсем неплохой.

Еще в этом году я очень дёшево купил CTP. Несколько месяцев выбирал между термальными и фиолетовыми, скоростью и качеством, а в итоге купил CTP на аналоговых пластинах. Считаю, это самый выгодный вариант. CTP в кризис совсем ничего не стоят, никакого смысла в пленках больше нет. Но привычки часто сильнее выгоды, и хотя во Владимире мы получаем готовые пластины в 2 раза дешевле плёнок, некоторые типографии никак не поймут, в чем выгода от СТП. Не понимают, что становится ненужной монтажистка и собственный копировальный участок, что кроме выигрыша в деньгах есть ещё и выигрыш в качестве. Ничего не поделать — провинция.

Думаю, пора купить крышкоделку — хватит уже папки вручную оклеивать. Китайские и немецкие станки подешевели раза в 4.
Уверен, что вдумчивый предприниматель может и в кризис увидеть, чем заняться с выгодой, порой в неожиданной области. Главное — правильно рассчитать силы, чтобы не надломиться. Времена нынче жёсткие.

В этом году вы запустили производство самоклеящихся материалов. С чем пришлось столкнуться, что достигнуто на данный момент?

Я бодаюсь с этой темой уже года 3, дело нелёгкое. Наверное, все, кто покупает самоклейку, прикидывая цену компонентов, мечтают делать её самостоятельно, рассчитывая на прибыли в сотни процентов. И я так думал. Но в реальности это оказалось далеко не так просто. Мне с трудом хватило денег и терпения, чтобы пройти этот путь до результата. Спираль производить гораздо проще.
Технологические трудности мы преодолели, научились производить материал приемлемого качества по значительно более низкой себестоимости, по сравнению с импортным. Но как оказалось, основная проблема крылась в специфике рынка флексографской печати. Перед открытием «Полиграфинтера» ко мне подошли ребята со стенда одного из продавцов импортной самоклейки, и выразили сочувствие. Рассказали, что хотя потребление ее огромно, все потребители просят отсрочку платежа на 2–3 месяца, а реально задерживают оплату на год. Многие при этом меняют поставщиков одного за другим, пока не наберут долгов по кругу, и через год снова возвращаются к тебе.

Я, честно говоря, не поверил. Думал, раз у меня цены низкие, у меня-то купят по предоплате. Но оказалось все в точности так, говорили коллеги: крупные флексо типографии совсем забыли, что значит платить за материал вперёд. За 2 недели после выставки я получил около 40 звонков с требованиями отгрузить материал в рассрочку. Один потенциальный покупатель просил привезти ему самоклейки на 500 000 рублей без предоплаты, а на предложение прислать аванс буквально кричал: «Нет, Вы что не поняли, я печатаю для „Проктер и Гембл“!»

В итоге удалось найти десяток типографий, которые платят вперёд, пусть и за небольшие заказы. Некоторые уже успели разместить по 2–3 заявки. Пока рекомендуем использовать ее только для печати этикеток для ручной приклейки — необходимо набрать какой-то объём постоянных заказов и обучить персонал и отработать технологический процесс.

Надеюсь, что потихоньку мы найдем достаточно постоянных клиентов, чтобы загрузить свое производство, отточить технологию, а те, кто рискнет «связаться» с нами, получат дополнительную прибыль и ценовое преимущество перед конкурентами, которые предпочитают не поддерживать отечественного производителя. Сейчас производство не загружено и на 10%.

За месяц я могу произвести от 200 до 600 тыс. кв.м. самоклейки, в зависимости от используемых материалов. В ассортименте: бумажная самоклейка на подложке из лавсана, матовая плёнка на подложке из финского глоссина, картон чисто-целлюлозный 200–220 гр. на подложке из лавсана, бум-винил. Последние 2 позиции для собственного производства — цветного картона и тетрадей. На этом же оборудовании мы делаем бумагу для постиксов, на которой потом можно печатать на обычной офсетной машине. Недавно выполнили крупный заказ такого типа для крупной международной корпорации.

В этом году Вы организовали производство за рубежом. Можете рассказать об этом опыте?

Да, прошлой зимой чего-то было грустно смотреть на происходящее в России, и я решил открыть производство спирали за рубежом. Думал про Болгарию, Балканы, но Эстония ближе и там все дешевле в разы. Выбрал Нарву — старинный русский город с 95% русского населения. Граница проходит по центральной площади города. Страна уже в ЕС и НАТО, в Россию не собирается, хотя безработица 30%. Помещение в аренду можно найти практически бесплатно. От Москвы ехать всего 10 часов на поезде, а после открытия скоростного маршрута до Петербурга можно вообще часов за 6 добраться, с пересадкой на автобус.

Зарплаты в среднем раза в 2–3 ниже, чем в Москве. Предпринимателям помогает ЕС: мне дали более миллиона рублей «стартовой помощи» безвозмездно и безвозвратно. Есть государственные дотации на участие в выставках, на сертификацию, на обучение безработных, экспортный маркетинг.

Поездил по Эстонии — очень много типографий печатает на Россию. А как не печатать — меловка стоит 500 евро за тонну! И все остальное настолько дёшево, что нет ощущения, что переплачиваешь. Думаю, дешевле уже не будет: 2 года назад все было дороже в разы, сейчас самое время начинать там бизнес. Но бизнес в ЕС сильно отличается от российского. Кредиты, например, под 4–6% и очень жёсткие законы, поэтому вперёд платить вообще не принято. Кроме того, в Эстонии очень низкие налоги, и простая система администрирования, например, очень легко проходит таможенное оформление в обе стороны.

Что мне не нравиться в Эстонии больше всего — там на самом деле все очень медленно и не спеша, все, что вы слышали про эстонцев в анекдотах — это чистая правда. А еще, в Эстонии нет хорошего форума для полиграфистов!

Многие в связи с Эстонией меня спрашивают про «Бронзового солдата» и т. п. Да, эта сложная тема имеет место. Хотя в Нарве эстонцев почти нет, национальная специфика присутствует: все вывески на эстонском, пьют мало, ночью на улицах абсолютно безопасно.
Плохо все это — СС-овские марши в Синемяйе, апартеид против русских. В Тарту и в Таллине, бывало, отворачивались от меня, и не хотели говорить по-русски.

Я думаю, время все вылечит, и добро в итоге победит. А со злом надо бороться, а не по кухням критиковать. И чем больше российских полиграфистов в Нарве появится, тем быстрее добро в Эстонии пересилит зло.

Я считаю, что главное, что мешает российской экспансии в Эстонии, это наше же негативное отношение. Когда мои друзья, питерские полиграфисты, печатают фашистские кресты на самоклейке, и раздают своим рабочим, чтобы те клеили их на эстонские товары, я считаю, что это вредная глупость, которая мешает и жизни, и бизнесу, и с которой надо бороться. Ведь эти товары в Эстонии делают русские люди, и чаще всего в русских же фирмах. Многие российские бизнесмены, в том числе, и полиграфисты, давно и успешно развивают производство в Эстонии, но предпочитают не афишировать этого, опасаясь неадекватной реакции общественности и коллег.

Вот, например, у меня в Нарве есть клиент — типография «СаТа». Это по фински значит 100. Я думал, что это финны, а недавно узнал, что «Та» означает «Тарубаров». Про типографию «Полстар» слышали?!

Запуска моего производства ожидаю с недели на неделю. Месяца полтора присматривался, потом зарегистрировал фирму, снял офис, нашёл директора, и все это наездами, в свободное время, в сочетании с отдыхом на пляже и употреблением миноги и пива. Получил европейскую помощь. Несколько месяцев ушло на производство и доставку оборудования. Параллельно, чтобы не скучать, я начал возить бумагу и картон из Финляндии в Эстонию на продажу, обучил операторов на своём производстве во Владимире, закупил и завез прямую проволоку. Как раз сегодня во Владимир пришла машина за коробками, ленточкой, шпулями для спирали. Таможенное оформление экспорта отняло 2 недели! Железки для шпуль купил в Болгарии, а в дальнейшем и другие комплектующие буду искать внутри ЕС.

Каковы ближайшие планы? На какой объем продаж рассчитываете?

Предполагаю, что в самой Эстонии объем продаж проволоки будет небольшой, основная надежда на экспорт в ЕС. Мое конкурентное преимущество в низкой себестоимости при хорошем качестве. Производство в Нарве будет работать на бельгийской проволоке, лучшей в мире, которую я сторговал по цене китайской. Отвоюю свои 5% рынка, а там посмотрим, куда и как расти дальше. Население ЕС более 400 млн. человек, так что календарей там продаётся в разы больше чем в России, и цены выше.

Как я уже говорил, в Эстонии грамотно построена поддержка начинающих предпринимателей. Мне будут компенсировать участие в выставках, деловые поездки. Профессиональные консультанты за счет ЕС учат меня, как вести дела. Я подал заявку на участие в выставке «ПейперУорлд» во Франкфурте, и мне обещали оплатить 50% затрат на участие из фондов ЕС. Думаю, там удастся интенсивно поработать: участвуют более 200 календарных компаний, и сколько ещё придут как посетители. Там надеюсь зацепить первых крупных клиентов, как всегда — ценой.

В общем, Нарва — рай для новых начинаний.

А еще в Нарве 13-километровый песчаный пляж, почти дикий. Нигде ближе к Москве такого пляжа нет! Место для типографий ещё есть, так что, если кто-то из полиграфистов захочет там что-то начать, с удовольствием помогу.

Обсудить материал и задать свои вопросы Дмитрию можно на форуме для полиграфистов.

Источник: Принт-форум



Эффективность - вопрос выживания 
Интервью с директором типографии Zetaprint, Александром Глушковым

Независимость пошла нам на пользу 

В 2009 году типография «Троймедиа» вышла из состава группы и получила новое название «Тволимедиа». Став независимой, типография продолжает развиваться, расширяя парк оборудования. О тип..


Новый президент ГИПП займется решением вечных вопросов 
Сергей Моисеев почти 9 лет руководил СМИ Московской области. В июне этого года он избран президентом ГИПП. Он верит в бумагу и в цифру и видит задачу в том, чтобы отрасль чувствовала себя комфортно на..

Из зала суда. Интевью с адвокатом Марселя Шарифуллина. 
Тюрьма. Старая русская пословица советует не зарекаться. Сейчас эта беда случилась с нашим товарищем, директором типографии ВШЭ Марселем Шарифуллиным. О его истории, за которой так или иначе следит вс..

3 мая стартует крупнейшая выставка полиграфических технологий 
DRUPA 2012 в немецком Дюссельдорфе собрала 1766 компаний участников из 51 страны. Репортажи с выставки - читайте и публикуйте на Принт-форуме!